Электронный суд: как им пользоваться?
18.04.2017

Дела на расстоянии начали рассматривать суды в Удмуртии с нынешнего года. В действие введена система электронного правосудия. Это в первую очередь позволяет упростить процедуру осуществления правосудия и более оперативно рассматривать гражданские и административные дела.

Заявитель – суд - ответчик

Главный плюс электронного судопроизводства в том, что дела рассматриваются без участия граждан. Заявителю лишь необходимо направить в электронном виде все необходимые заверенные документы и заявление с просьбой рассмотреть дело без него. Судья, получив пакет документов, направляет – также в электронном виде - письмо ответчику. Если последний согласен на рассмотрение дела в таком формате, судья, собрав все документы, изучает дело, рассматривает, принимает решение и направляет его сторонам.

Пока отработанного механизма рассмотрения таких дел нет – норма работает всего три месяца. Единственное, что абсолютно ясно, для подготовки электронного обращения в суд придется порядком потрудиться: пакет документов для отправки в суд нужно готовить и заверять очень тщательно, иначе вам по любой незначительной ошибке или при недостатке информации придет технический отказ. Именно это может стать для простых граждан главным камнем преткновения.

Подать заявление, не выходя из дома

Началу работы федеральных судов общей юрисдикции в совершенно новом направлении предшествовала масштабная работа. На уровне России для судов было разработано программное обеспечение, все судьи и секретари Верховного и районных судов республики прошли обучение и получили электронно-цифровые подписи. Теперь они полностью готовы к электронному взаимодействию с жителями республики.

На данный момент на сайте Верховного суда республики http://vs.udm.sudrf.ru уже работает кнопка «Подача процессуальных документов в электронном виде». Там – после прохождения процедуры регистрации - можно найти пошаговую инструкцию и описание сервиса «Электронное правосудие».

После прохождения процедуры авторизации в открывшейся экранной форме необходимо ознакомиться с требованиями и правилами подачи электронных документов и согласиться с ними, выбрав соответствующую экранную кнопку. В случае согласия, выводится экранная форма для выбора вида судопроизводства, в рамках которого будет подан электронный документ: гражданское, административное или уголовное. Далее указывается информация о заявителе – то есть, о вас, а также об участниках судебного процесса, загружаются файлы подаваемых документов.

А у вас есть электронная подпись?

Важный нюанс: самим жителям Удмуртии для обращения в суд в электронном виде тоже придётся оформить электронно-цифровую подпись. Простую ЭЦП можно получить, зарегистрировавшись через портал госуслуг в государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА) с дальнейшим подтверждением личности. Доступ к сервису «Электронное правосудие» с использованием учетной записи ЕСИА и пароля приравнивается к простой электронно-цифровой подписи - этого достаточно для подачи документов в электронном виде в рамках гражданского и административного производства.

Однако здесь есть исключения. «К примеру, заявление об обеспечении иска, ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, которые подаются в суд в электронном виде, должны быть подписаны усиленной квалифицированной ЭЦП, - подчеркнула начальник отдела информатизации Верховного Суда Удмуртской Республики Ирина Перминова. – Ее можно приобрести в аккредитованных удостоверяющих центрах, список которых есть на сайте Минкомсвязи России. Стоит также помнить, что для работы с сервисом необходимо, чтобы на вашем компьютере был установлен современный веб-браузер».

Первый блин комом

Как рассказала Ирина Перминова, первое обращение в электронном виде поступило в Верховный суд Удмуртской Республики еще 11 января – это была кассационная жалоба по гражданскому делу. Однако по ней был дан технический отказ, так как обжалуемые документы не были подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

За это время в Верховный суд республики в электронном виде поступило 26 обращений, из них 19 – по гражданским делам, 5 - по административным и 2 - по уголовным. 18 обращений зарегистрировано и передано судье, по 8-ми дан технический отказ. Основные причины отказа – обращение не адресовано данному суду, не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Это еще раз говорит о том, что, несмотря на все плюсы системы электронного правосудия и большое желание воспользоваться сервисом, у заявителей еще есть недопонимание. Так что ижевчанам, решившим не тратить время на личное посещение судов, придется сначала пройти небольшой юридический ликбез, досконально изучив правила подачи документов в электронном виде. В конце концов, они сами в этом заинтересованы.