Самое читаемое

История Удмуртии: Как отдыхали в Удмуртии 100 лет назад?
26.08.2015
Как отдыхали в Удмуртии 100 лет назад? Во второй половине XIX – начале XX века досуг городского и сельского населения, столичный и провинциальный досуг, досуг дворян, купечества, мещан, рабочих, крестьян очень отличался.

От балагана до балета

 
Дворянский досуг отличался активностью и разнообразием, западно-европейскими заимствованиями. Состоятельные дворяне получили возможность проводить время в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Крестьянство, мещанство, ремесленники, торговцы свое свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а на воспроизводство быта, поддержание здоровья и гигиены, на воспитание детей. Представители интеллигенции проводили досуг, посещая музеи, библиотеки, театры. Любимыми развлечениями широких народных масс были цирки, балаганы, народный театр, а затем и кинематограф.
Отличительными особенностями дореволюционного российского досуга были заимствования и подражательство. Императорский двор был примером для петербургского и московского высшего света. Виды и формы столичного досуга переносились на провинциальную почву. Вятская губерния не была исключением. Новые явления в культурно-досуговой сфере сначала приживались и распространялись в губернской Вятке, а потом появлялись в уездах Вятской губернии, часть из которых позднее стала входить в состав Удмуртской Республики.
В подражание губернской Вятке в Глазове и Сарапуле с 1860-х гг. стали устраивать любительские литературные, музыкальные, вокальные вечера. Однако такие нововведения трудно и зачастую недоброжелательно принимались на уездной почве. В 1863 году в Сарапуле давали первое балетное представление. Но если музыкально-литературные вечера постепенно становились распространенным явлением общественной жизни, то балетные постановки в уездных городах были редкостью.
 
Народные чтения и офицерские клубы
 
Со временем в уездных городах начинают ставить и благотворительные спектакли, так же, как и в Вятке. Благотворительные любительские спектакли и музыкальные вечера обычно устраивались в течение осени и зимы, богата была на развлечения масляная неделя. В 1870-х годах стали создаваться благотворительные общества в Сарапуле, Воткинске, которые достаточно регулярно организовывали любительские спектакли, литературные и музыкальные вечера.
Любительские спектакли как новое досуговое явление освещались в прессе достаточно полно и подробно. Авторы заметок обращали внимание на содержание пьес, на игру актеров, приводились списки участников. Со временем заметки становились короче и информативнее, внимание обращалось на результат – то есть на чистый доход от спектакля, потому что все любительские спектакли ставились с благотворительной целью.
С 1894 года было разрешено устройство народных чтений в уездных городах и селениях. Для неграмотного населения такие чтения были не только развлечением, но и возможностью приобщиться к отечественной литературе, получить практические знания. Чтения часто сопровождались туманными картинами (то есть изображениями, проецирующимися на экран) и привлекали большое количество посетителей. Только в Сарапульском уезде в 1899 г. на них побывало около 44 тысяч слушателей.
С конца XIX века начинают широко распространяться сословные и профессиональные клубы: коммерческие, офицерские, купеческие, а также общества по интересам. Например, в коммерческом клубе в Глазове в 1910 году было проведено 24 семейно-танцевальных вечера, 7 литературно-музыкальных вечеров и 12 маскарадов. В Сарапуле в то время наиболее посещаемым клубом являлось общественное объединенное собрание. В нем ставились любительские спектакли, были библиотека, бильярд, лото. Такие клубы ориентировались на представителей интеллигенции, чиновничества, служащих.
Народные гуляния проводились как в дни государственных торжеств так и в другое время с благотворительными целями и сопровождались музыкой, играми на открытом воздухе, лотереями и другими развлечениями.
 
Электротеатры и «разумные развлечения»
 
В конце XIX – начале XX вв. в Вятской губернии стали появляться народные дома. Это были первые общедоступные многофункциональные культурно-досуговые учреждения. Народный дом объединял все формы просветительской работы в одном помещении: библиотеку-читальню, аудиторию для театральных представлений, спектаклей, танцевальных и музыкальных вечеров, чтений, лекций, бесед и кинематографа.
Постепенно в жизнь входят новые формы досуга. В газете «Вятская Речь» в 1910 году писалось, что в губернии насчитывалось 11 электротеатров. В Сарапуле в 1910 г. открылся пятый по счету кинотеатр под названием «Жизнь мира». В Ижевске и Воткинске функционировало по одному электротеатру. Традиционные любительские спектакли стали испытывать конкуренцию со стороны нового вида массовых зрелищ.
На рубеже XIX - XX веков на страницах газет и в официальных документах появляется такой термин как «разумные развлечения», которыми именовались народные гуляния, театральные представления, концерты, танцевальные, литературные, музыкальные вечера, народные чтения, народные хоры, чайные. Эти развлечения противопоставлялись, в первую очередь, пьянству, затем дракам, кулачным боям, азартным играм в орлянку и карты, свойственным низшим социальным слоям. Считалось, что устройство разумных, здоровых развлечений является обязательным ответом на естественный спрос со стороны трудящихся. Они необходимы не только для борьбы с пьянством, но и для просвещения.
Борьбой с пьянством и введением разумных развлечений, прежде всего для рабочих, озаботилось государство путем создания комитетов Попечительств о народной трезвости. Губернские и уездные комитеты Попечительства о народной трезвости организовывали чайные и столовые, при них библиотеки и книжные склады для продажи народных изданий, устраивали воскресные школы для взрослых, вечерние классы, народные хоры и оркестры, организовывали народные чтения с туманными картинами, народные гуляния, театральные представления и т.д.
Многие массовые развлечения дореволюционного периода напоминают современные формы. Народные праздничные гуляния и ярмарки, проводимые регулярно, по характеру и содержанию практически не отличаются от современных мероприятий такого рода. В начале ХХ века кинематограф как явление массовой культуры, любительское спортивное движение, туристические и экскурсионные поездки стали обретать популярность, которую сохраняют до сих пор.
Но можно с сожалением констатировать, что любительское самодеятельное движение, представленное в виде литературных, музыкальных вечеров, театральных представлений, организованных с благотворительными целями, кружков по интересам, отошло в прошлое. Не стало народных чтений с туманными картинами. Но если последние исчезли в связи с повышением уровня грамотности и образованности населения, то первые – по причинам, с одной стороны, часто насильственного их насаждения в годы советской власти, а с другой стороны, по мере распространения средств массовой коммуникации, таких, как радио, телевидение, интернет.
 
Наталья Казакова
 

ФАКТЫ

 
«Туманные картинки» и игра в бирюльки
 
О досуге жителей Удмуртии XIX века можно узнать, побывав в музее-усадьбе Чайковского в Воткинске, и осмотрев обновленную к 175-летию композитора экспозицию «Музыка, навеянная детством».
 В комнатах музея-усадьбы перед зрителями оживают сцены из детства Петра Чайковского – вот мальчик занимается с репетитором, вот семейный ужин в столовой, а вот дети играют в игрушки и настольную игру XIX века под присмотром гувернантки и смотрят «туманные картинки»… Эти сцены сотрудники музея воссоздали и разыграли на основе переписки и воспоминаний членов семьи Чайковских.
 Картину погружения в прошлое дополняют костюмы и интерьер тех лет, некоторые предметы которого были закуплены уже в ходе реставрации музея. Впервые были представлены и уникальные материалы из музейных запасников, которые гости раньше увидеть не могли. В интерьер старины гармонично вписались современные мультимедийные экраны, позволяющие узнать больше о семьи и жизни Чайковского.
 Погрузиться в атмосферу домашнего быта и развлечений XIX века можно и в Сарапуле, побывав в музейном комплексе Дача Башенина. Здесь, помимо прочего, вам покажут старинные игры дворянской усадьбы. Например, старинную русскую настольную игру в бирюльки. Бирюльки — это набор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее). Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее. Иногда бирюльки изготавливают в виде кусочков абстрактной формы, тогда в них сверлят несколько небольших отверстий. Основное назначение игры в бирюльки - стимуляция мозга, воображения, расчета движения тел в пространстве.