Самое читаемое

«Пирамида» - домик для здоровья
14.10.2015

Что и говорить, мы привыкли бороться со своими недугами с помощью таблеток. Вот и реклама обещает нам почти мгновенный результат – «миг, и ничего не болит». Доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены Ижевской государственной медакадемии Галина Владимировна Павлова уверена, что для здоровья, прежде всего, важна гармония. Галина Владимировна – автор нескольких запатентованных изобретений, которые направлены на оздоровление детей без использования медикаментов. Одно из них – «Домик для детских игр» или, как она сама называет его, - пирамида.

С виду это обычная палатка, но она не так проста. В ее основе, рассказывает Галина Владимировна, принцип пирамиды. Как известно, о египетских пирамидах ходит множество легенд, их загадки до сих пор изучают. Но одна из них, касающаяся формы, кажется, разгадана – это так называемый закон золотого сечения. Если говорить совсем просто, суть его в том, что между частями всего – зданий, различных изделий, даже самого человека - должны быть определенные, гармоничные пропорции. Например, маленькое к большому должно соотноситься определённым образом. Именно такой принцип мы и использовали в нашей «пирамиде». Мы сделали ее из расчета среднего роста ребенка, так – чтобы зона его дыхания, когда он играет в домике, находилась как раз на уровне золотого сечения, и таким образом положительно влияла на его эмоциональное состояние, от которого, как известно, во многом зависит и физическое здоровье.
Эксперимент с «пирамидой» в течение полугода проводили в одном из детских садов Ижевска. Домик, к радости ребят, поставили прямо в группе. Новый объект сразу вызвал интерес малышей. Их не пришлось долго убеждать в том, что он предназначен для игр, отдыха и общения. Дети с удовольствием проводили время в «пирамиде». Это было для них и укрытие, и уединение, и какое-то необычное пространство.
Нашей задачей, говорит Галина Владимировна, было сравнить обычную детсадовскую группу и группу, в которой находилась пирамида, с точки зрения физического развития ребят, уровня заболеваемости, а также их психологического состояния. Конечно, за полгода они не подросли и не сильно окрепли, всё-таки 6 месяцев это небольшой срок, но заболеваемость в группе с пирамидой стала меньше. В психологическом плане и психолог, и воспитатель отметили, что дети стали более жизнерадостные, сочувствующие, внимательные, а главное – менее агрессивные. В группе в это время почти не было конфликтов из-за игрушек, межличностной неприязни между детьми. По тесту Люшера малыши в конце эксперимента стали выбирать радостные цвета: красный, желтый, зеленый и фиолетовый. Хоть клиницисты и считают фиолетовый цвет мрачноватый, но у психологов и тех, кто занимается духовными практиками, он, наоборот, связан с духовным ростом. Показательным оказался тест, который проводил психолог до и после эксперимента. Детям задавали вопрос, что бы они хотели купить себе. Вначале детсадовцы отвечали: хорошую машину, компьютер, новый телефон, мешок конфет. А после, к удивлению взрослых, многие ответили, что хотели бы кошечку или собачку, купить бабушке лекарства, сделать подарок маме. В общем, потребности принципиально изменились. Сами родители отметили, что дети изменились в лучшую сторону: стали добрее, спокойнее.
Такие результаты Галина Владимировна связывает с тем, что в домике-пирамиде было гармоничное пропорциональное пространство, поэтому дети чувствовали себя там хорошо и комфортно. Особенность «пирамиды» еще и в том, что вся из натурального материала: каркас из дерева, а ткань –либо лен, либо хлопок. Поэтому, в отличие от обычных палаток, «пирамида» дышащая. Кроме того, она привлекательна внешне – в одном случае стилизована под сказочную избушку, с окошечками, в другом – сшита из веселых ярких тканей.

«Пирамидой» заинтересовались многие педагоги, но, несмотря на простоту конструкции, наладить массовое производство домика для детских игр, к сожалению, не удалось. Одно из частных предприятий взялось, но не смогло довести дело до конца. Впрочем, недавно экземпляр «пирамиды» по заказу изготовили для детского республиканского санатория «Ласточка». Летом в рамках социального проекта там в течение смены оздоравливали детей из социально неблагополучных семей Граховского района. Кроме «пирамиды» Галина Владимировна предоставила для этого и другие свои оздоровительные игры: деревянные ходули, дорожки из «кирпичиков» - брусков натурального дерева и многое другое. После завершения смены «пирамида» осталась в санатории – в ней с удовольствием играют дети – пациенты учреждения.
К слову, как показала практика, в домике-пирамиде прекрасно чувствуют себя не только дети, но и взрослые. Правда, взрослых, в отличие от детей, в пирамиде больше привлекает возможность уединиться, забыть на время о суете, побыть наедине со своими мыслями. И атмосфере «пирамиды», отмечают они, помогает найти внутреннее равновесие, зарядиться силами. Некоторые даже не прочь поставить такой домик в своем офисе.
Идея использовать форму пирамиды, конечно, не новая, говорит Галина Владимировна. В свое время были эксперименты сделать в форме пирамиды теплицы на садово-огородных участках. Результаты оказались хорошие, растения гораздо лучше выживали, но был у таких теплиц один минус: слишком маленькая площадь внутри для посадок – не эффективно. В подмосковье предприниматель открыл небольшой санаторий, где деревянные домики для отдыхающих построены форме пирамид, чтобы люди там отдыхали и заряжались энергией.
Ну, а пока домик-пирамида ждет своего часа, Галина Владимировна занята новым изобретением. Это детский калейдоскоп, который помогает стабилизировать у детей миопию, останавливает нарушения зрения. Все мы в детстве любили смотреть через цветные стеклышки, говорит она, почему детям это нравится? Мы с коллегами проводили исследования, смотрели под микроскопом, как реагируют эритроциты на свет, проходящий через цветные стекла. Результат очень положительный – клетке комфортно, а она, наша клетка, весьма чувствительна – по-разному реагирует и на свет, и на музыку, и даже на молитву.
Суть изобретения проста: в обычный калейдоскоп в определенном порядке помешаются цветные стекла, через которые дети в профилактических целях смотрят на свет. Пробовали взять вместо стекол цветную пластмассу, рассказывает Галина Владимировна, но результаты оказались хуже – эффект есть только при использовании натурального кварцевого стекла.
Цветотерапия применяется в офтальмологии, но особенность калейдоскопа в том, что он, как и «пирамида», используется детьми в процессе игры, а значит, уверена Галина Владимировна, дает лучшие результаты, ведь психологическая составляющая очень важна. В школе, где мы давали детям калейдоскоп во время переменок, говорит она, они с радостью смотрели через цветные стекла – это для них возможность поиграть, отвлечься от уроков, снять усталость и переключиться на следующий урок. Кроме того, как подметили учителя, калейдоскопы стали стимулом для тех, кто отстает в учебе или ленится. А дело обстоит так: сделал задание – можешь взять калейдоскоп и смотреть в окно.
Несмотря на то, что необычный калейдоскоп существует пока только в нескольких пробных экземплярах, о нем уже многие спрашивают и хотят приобрести. Но проблема опять та же самая, сетует Галина Владимировна, – сложно наладить производство. Так что пока «пирамида» и калейдоскоп ждут своего часа.